Одним из основных пунктов любого бизнес-плана является анализ рынка и конкуренции. На основе этого пункта можно судить о прибыльности предприятия и собственно о праве его существования. Кроме того, этот пункт позволит определить некоторые параметры бизнеса, такие как его масштабы, необходимость ведения бухучета и пр.
Исследование рынка представляет собой ответы на определенные вопросы:
- Размер рынка услуг или продукции предприятия, насколько он велик.
- Развитие этого рынка.
- Какой доли рынка предприятие может достичь в перспективе.
- Какие методы роста и продвижения можно применить для увеличения доли рынка.
- Наличие препятствий для реализации предприятия и его расширения
- Сроки и ресурсы, необходимые для расширения предприятия.
- Возможные проблемы при расширении предприятия.
- Альтернативные варианты для расширения.
- Основные конкуренты предприятия и их продукция.
- Положение конкурентов на рынке.
- Основные потребности, на удовлетворение которых нацелено предприятие.
- Сравнительный анализ цен конкурентов и предприятия и влияние цен конкурентов на ценовую политику предприятия.
Рекомендуемые услуги
Оформление сделок по купле продаже бизнеса — переоформление компаний в кратчайшие сроки.
Ликвидация ООО — закрытие компаний с любыми долгами.
Юридическое обслуживание — юридическая помощь по всем вопросам.
Составление договоров, контрактов — составление документов по заданиям заказчиков.
В свою очередь 9 и 12 пункты составляются также на основе ответов на следующие вопросы:
- Какие предприятия являются прямыми конкурентами? Прямыми конкурентами в данном случае можно считать организации, предлагающие аналогичную или схожую продукцию.
- Какие предприятия являются косвенными конкурентами? Косвенными конкурентами можно назвать организации, предлагающие продукцию отличную от продукции данного предприятия, но способную ее заменить и тем самым переманить покупателя.
- Цены на продукцию у конкурентов. Причина различий ценовых показателей.
- Качество продукции, предлагаемой конкурентами.
- Территориальные показатели конкурентов (территории, на которой реализуется продукция).
При анализе продукции конкурентов необходимо обращать внимание и на свою продукцию. А именно необходимо сравнить качество продукции с качеством конкурентов, а также с запросами потребителя в отношении данной продукции.
Оценка конкурентоспособности предприятия
Анализ рынка и конкуренции включает в себя и оценку конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия и направления, в которых необходимо двигаться, чтобы повысить конкурентоспособность.
На основе полученных данных можно сделать выводы по таким вопросам как:
- Выбор организационно-правовой формы предприятия.
- Выбор системы налогообложения.
- Необходимость оптимизации качества и цены продукции предприятия.
- Возможность дальнейшего роста предприятия и пр.
Что касается выбора организационно-правовой формы предприятия, то оценка конкуренции в данном случае позволяет определить масштабы предприятия, а соответственно и его юридический статус (открыть ИП или открыть ООО).
Также оценка конкуренции позволяет выбрать оптимальную систему налогообложения, которая будет выгодна не только предприятию, но и клиентам. К примеру, при поставке крупных партий товара гораздо выгоднее будет ОСН, а для малого бизнеса подойдет УСН. Стоит отметить, что при выборе системы налогообложения также определяется и необходимость ведения бухгалтерского учета. При ОСН (общая система налогообложения), а с 2013 года и при УСН (упрощенная система налогообложения), ведение бухучета является обязательным. Однако при УСН бухучет может быть несколько упрощен.
Таким образом, грамотное исследование конкуренции и конкурентоспособности предприятия позволяет решить сразу несколько задач планирования бизнеса.