Клиент не платит — что делать?

1 комментарий

Практически каждый предприниматель может «похвастаться» клиентом, который постоянно откладывает платежи, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но, как известно, каждый труд должен быть оплачен.

Задержка оплаты счета, это по сути, пользование Вашими деньгами! Помните, предотвратить подобную ситуацию лучше, чем бороться с просроченной дебиторской задолженностью.

Предлагаем Вам «пособие по воспитанию» добросовестных клиентов:

  1. Вовремя выставляйте счет и производите сдачу-приемку выполненных работ.
  2. Будьте внимательны к документам. Чтобы быть спокойным за оплату оказанных услуг, Вы должны иметь следующие документы, подписанные клиентом:
    • Договор;
    • Акт выполненных работ;
    • Счет-фактура при необходимости.
  3. Требуйте предоплаты, особенно по крупным сделкам. Не отказывайтесь от оплаты частями. Факт частичной оплаты станет Вашим козырем в случае судебного взыскания дебиторской задолженности.
  4. Доверяй, но проверяй. Прежде чем оказывать услуги «авансом» проверьте своего клиента на общедоступных или платных ресурсах. «Проверка контрагента» — доступный по цене способ обезопасить себя от сомнительных сделок.
  5. Если нет возможности подписать акты о сдаче-приемке работ у руководителя, лучше отправить два экземпляра акта с извещением о завершении работ заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении на юридических адрес клиента. Не советуем вручать подобные документы секретарю, зачастую ответчики по делам о взыскании просроченной задолженности, выстраивая линию защиты, утверждают, что они не знакомы с указанным получателем письма.
  6. В ряде случаев, не подписание одной стороной (Заказчиком) акта сдачи-приемки услуг или отказ от участия в сдаче услуг, не является основанием для неуплаты стоимости работ по договору. Важно иметь на руках подтверждение о вручении акта и извещения об окончании работ клиенту (почтовые документы).
  7. Настаивайте на подписании актов директором или лицом, уполномоченным подписывать документы по доверенности. Акты, подписанные главным бухгалтером, не всегда принимаются судом. Объясняется это тем, что бухгалтера не всегда компетентны в производственных вопросах, т.к. это не входит в их должностные обязанности.
  8. Включите в договор условия о пенях и штрафах за просрочку платежа. Указывайте конкретные сроки оплаты услуг. Эти меры защищают Ваши интересы и дисциплинируют клиентов.
  9. Прежде чем писать гневные письма, просто позвоните и поинтересуйтесь причинами задержки оплаты. Вежливо, но настойчиво. Просите указать конкретные сроки погашения задолженности.
  10. Если, не смотря на Ваши требования, клиент не платит, составляем письмо-претензию. Отправляйте его также заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Отнеситесь к составлению этого документа максимально внимательно. Требуя погашения задолженности, ссылайтесь на пункты договора и статьи ГК РФ.
    Пишите официальным и грамотным языком, это даст понять недобросовестному клиенту, что Вы подкованы в юридических вопросах и имеете серьезные намерения вернуть свои деньги.

Ошибки и неточности в претензии недопустимы, по форме и содержанию – претензия практически тоже, что и исковое заявление. От ее влияния на клиента зависит придется ли Вам идти в суд. Если Вы не до конца уверенны в своей подкованности в знании ГК РФ, за составлением претензии лучше обратитесь к специалистам. Помните, скупой платит дважды. Хорошо, если юрист также возьмет на себя и общение с клиентом — неплательщиком.

  1. В случае возникновения просроченной задолженности прекратите обслуживание клиента до момента погашения долга. Если он не заплатил Вам за оказанные услуги, вряд ли станет платить и впредь.

Хорошо, когда все документы на руках, всё клиентом подписано, и все козыри у Вас. Но, к сожалению, так бывает редко. Если это не Ваш случай, не отчаивайтесь!

Если Вы уверенны в своей правоте, у Вас есть все шансы получить свои деньги. Конечно, в сложных случаях, лучше довериться профессиональным юристам, с опытом по взысканию дебиторской задолженности. Их помощь дает Вам значительно большую возможность оказаться в плюсе, а расходы на оплату юриста можно требовать с недобросовестного клиента по суду.

И помните, за хорошую работу, хорошим людям платят охотнее. Выстраивайте со своими клиентами доброжелательные отношения, будьте вежливыми и обязательными, давайте больше, чем обещали!

Надеемся, наши советы окажутся полезными для Вас!

Рекомендуемые услуги

Юридические услуги — абонентское юридическое обслуживание.

Проверка контрагента — полный отчет по Вашим партнерам.

Правовая защита — защита Вашего бизнеса.

Заказ выписки ЕГРЮЛ — предоставление выписки в кратчайшие сроки.