Учетная политика — составляем правильно.

Нет комментариев

Все документы, регулирующие работу той или иной организации, являющиеся нормативными и обязательными, должны быть приведены в тот вид, которого требует закон. Отдельное место в списке таких бумаг занимает учетная политика организации, которая является обязательной для всех членов организации, а также может стать одним из аргументов в суде. Как правильно оформить учетную политику, и каких пунктов необходимо избежать в процессе создания нормативного документа?

Как и любой другой документ, учетная политика строго регламентируется законом. Инструкцию выстраивают на основании двух официальных документов:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» за 2008 год;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации от 1998 года.

Рекомендуемые услуги

Бухгалтерские услуги — постановка и ведение бухучета под ключ!

Электронная отчетность — составление и сдача любых форм отчетности!

Не должен документ идти «в разрез» и с методическими указаниями Минфина, их семь, включая План счетов. Обычно, любой практикующий бухгалтер или экономист знает, какие именно документы необходимо прочесть перед созданием собственной учетной политики в фирме.

Главный бухгалтер, а именно он создает и оформляет учетную политику, должен выбрать один из двух вариантов учетной политики:

  1. Простая форма. Содержит минимум пунктов, необходимых по закону, позволяет определить основные способы ведения бухучета в организации, поскольку в официальных документах Минфина предоставлено несколько на выбор. Также в этот документ будут включены все пункты, по которым могут возникнуть внутриорганизационные разногласия, например, способ расчета амортизации собственного имущества.
  2. Сложная (многоплановая форма). Обычно такая учетная политика выглядит как своеобразное пошаговое руководство для бухгалтера и сопричастных к ведению счетов фирмы. Это более приемлемый вариант для крупной организации, поскольку позволяет при необходимости найти юридически законный ответ на любой вопрос.

Обязательным для упоминания в учетной политике является процесс документооборота компании, работы с бумагами внутри организации. Чтобы не тратить огромное количество времени и сил на описание всех процессов, загляните в ПБУ 1/2008, там четко прописаны все пункты, необходимые в приложении о документообороте.

Как вносить дополнения и изменения в документ?

Необходимость своевременно изменять документ, в связи с какими-то обстоятельствами, должен отслеживать главный бухгалтер, именно он отвечает за адекватность и актуальность документа, определяющего процесс ведения учета в данной организации.

Дополнение или изменение может быть внесено в любое время приказом, заверенным руководителем организации. Есть три причины, по которым, в учетную политику могут быть внесены изменения:

  1. Вступил в силу новый государственный нормативный документ;
  2. Организация сменила вид деятельности или ее род, а, соответственно, изменились и условия хозяйствования;
  3. Компания решила поменять способ бухгалтерского учета.

В остальных случаях к учетной политике организации делают дополнения, которые можно внести в любое время, в то время как изменения начинают действовать только в новом календарном году.

Кому придется раскрыть учетную политику организации?

В тексте ПБУ 4/99 Минфина четко указано, что пояснительная записка, прикрепляемая к балансу за год, должна содержать выдержки из учетной политики компании. Однако, более поздняя версия документа, — ПБУ 1/2008 прописывает обязательность сдачи таких выдержек только для тех организаций, которые предоставляют полную отчетность (банки, страховщики и похожие компании). И даже им не нужно полностью копировать документ, достаточно указать:

  • каким способом, и в каком порядке признается получение выручки;
  • в каком порядке оформляются расходы; как они списываются в будущий период;
  • как оценивается МПЗ и финансовые вложения при их выводе;
  • оценка амортизации, НМА, определения амортизации НМА.

Более точно пункты, которые требуют указания, можно увидеть в ПБУ от 1999 года.

Обязательные требования к документу

  1. Полнота. Бумага должна отражать все проводимые в организации процессы хозяйственной деятельности, даже самые мелкие, очень точно и без пропусков.
  2. Своевременность. Документооборот должен отражать действительность, быть актуальным и вся деятельность должна учитываться.
  3. Осмотрительность. Бухгалтер при оформлении учетной политики должен быть уверен, что не создастся скрытых резервов, будут учтены все расходы и обязательства.
  4. Содержание должно быть превыше формы. Учетная политика организации должна отражать реальную действительность, условия хозяйствования, процесс работы компании.
  5. Рациональность. Бухучет должен быть экономным, не растрачивающим на себя огромные суммы, не соответствующие реальной работе.
  6. Непротиворечивость. Все отчетные данные должны сходиться в конце календарного месяца.